Образование обучающихся с ОВЗ и инвалидов
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Кемеровском институте (филиале) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Показатель | Наличие условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидами |
Нормативное обеспечение |
|
Локальные нормативные акты |
Утверждены локальные нормативные акты, в которых отражены организационные особенности обучения инвалидов и лиц с ОВЗ; особенности работы с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ОВЗ; требования к доступности зданий института и безопасного в них нахождения; особенности адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ; технология комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ |
Закрепление функций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ за существующими структурными подразделениями с внесением изменений в положения и должностные инструкции |
Должностное лицо, ответственное за работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, повышение доступности и качества образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, организацию профориентационной работы, а также содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: первый заместитель директора Казанцева Елена Геннадьевна, тел. 75-43-66, 75-43-98; e-mail: kemerovo@rea.ru.
Ответственный за обеспечение качества условий получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ по программам подготовки специалистов среднего звена: и.о руководителя техникума информационных технологий, экономики и права Романова Оксана Викторовна, тел. 28-13-11; e-mail: romanova.ov@kemerovorea.ru..
Ответственный за повышение квалификации сотрудников и преподавателей института (филиала) в сфере обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ: руководитель центра дополнительного профессионального образования Матвиенко Валентина Андреевна, тел. 77-16-50; e-mail: matvienko.va@kemerovorea.ru..
Ответственный за индивидуализацию обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: тьютор Тихонович Ирина Николаевна, тел. 75-43-66, 75-43-98; e-mail: kemerovo@rea.ru.
Ответственный за прием, профориентацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, организацию работы горячей линии по приему инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: руководитель центра контроллинга и аудита Власова Ольга Владимировна, тел.: 75-47-74, е-mail: kemerovo.pk@rea.ru.
Ответственный за трудоустройство инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение информационной открытости организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: ведущий специалист учебно-методического отдела Фахрисламова Елена Ивановна, тел. 75-24-53, e-mail: fakhrislamova.ei@kemerovorea.ru Ответственный за формирование толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам: начальник отдела по работе со студентами Табаргин Юрий Андреевич, тел. 75-40-61, e-mail: tabargin.iua@kemerovorea.ru..
Ответственный за нормативно-правовое сопровождение инвалидом и лиц с ОВЗ: начальник отдела правовой работы и размещения заказов Благо Константин Игоревич, тел. 77-11-38; e-mail: blago.ki@kemerovorea.ru.
Ответственный за обеспечение безбарьерной среды: начальник отдела хозяйственного обеспечения и развития имущественного комплекса Горенцов Вячеслав Леонидович, тел. 75-43-78; e-mail: gorentsov.vl@kemerovorea.ru..
Ответственный за обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья: заведующая библиотекой Серова Нинель Владимировна, тел. 75-36-56; e-mail: serova.nv@kemerovorea.ru.
Ответственный за использование информационных ресурсов в процессе обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: руководитель центра информационно-вычислительных технологий и средств обучения Клименко Илья Николаевич, тел.: 75-20-89, e-mail: klimenko.in@kemerovorea.ru.
Ответственный за обеспечение информационнной открытости организации для инвалидов и лиц с ОВЗ: программист центра информационных технологий и средств обучения Васильев Руслан Алексеевич, тел.: 75-20-89, e-mail: vasilev.ra@kemerovorea.ru..
Осуществлено закрепление функций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ за соответствующими структурными подразделениями (учебно-методический отдел, центр вычислительной техники и средств обучения, отдел по работе со студентами и пр.) с внесением изменений в положения о структурных подразделениях и должностные инструкции. |
Ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов |
Осуществляется ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах: поступления, обучения, трудоустройства. |
Реализация требования к доступности зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций и безопасного в них нахождения |
|
Обеспечение доступности прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нарушений функций организма человека |
Образовательный процесс для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидов проводится по адресам 650992, Россия, Кемеровская обл., г. Кемерово, пр-кт Кузнецкий, д.39, корпуса № 1, 2, 3; 650992, Россия, Кемеровская область, пр-кт Кузнецкий, д.39, корпус № 5, ул. Космическая, д. 6а, корпус № 6 в которых имеются: • вход с минимальным перепадом высот, оборудованный пандусом и звонком к дежурному сотруднику службы охраны; • на первом этаже корпусов 1, 3, 5 без перепада высот от уровня входа, находятся специализированные аудитории для практических занятий, компьютерные классы и лекционные аудитории, специализированные кабинеты. Занятия для лиц с ОВЗ и инвалидов планируются в доступных помещениях; • имеется санитарно-гигиеническая комната; • корпуса и общежития университета оснащены противопожарной звуковой сигнализацией; • имеется специализированная стоянка для автотранспорта лиц с ограниченными возможностями и инвалидов. |
Оборудование специальных мест в аудиториях для обучающихся с ОВЗ и инвалидов |
В лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, лабораториях, библиотеке и иных помещениях предусмотрены места для обучающихся по каждому виду нарушений здоровья – опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, другими видами нарушений здоровья.. |
Кадровое обеспечение |
|
Введение в штат сотрудников для работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами |
Введены в штат должности тьютора, за сотрудниками Центра информационно-вычислительных технологий и средств обучения закреплены обязанности по обеспечению образовательного процесса специальными техническими и программными средствами обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидов. |
Дополнительная подготовка педагогических работников |
На регулярной основе осуществляется дополнительная подготовка педагогических работников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека, адаптация программ дополнительного образования. Для педагогических работников подготовлены Методические рекомендации по работе со студентами-инвалидами и обучающимися с ОВЗ. |
Разработка дополнительных программ подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ |
Разработаны дополнительные профессиональные программы в т.ч. для инвалидов и лиц с ОВЗ: «Специалист в области компьютерной графики и компьютерного дизайна», «Программирование в среде 1С». |
Обеспечение требований к работе с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов |
|
Организация профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ |
В вузе созданы условия для довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов абитуриентов с ОВЗ. Основными формами профориентационной работы являются профориентационное тестирование, дни открытых дверей, консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения, участие в вузовских олимпиадах школьников, рекламно-информационные материалы для инвалидов. |
Сопровождение вступительных испытаний в вузе для абитуриентов-инвалидов.
|
При поступлении в вуз абитуриенты-инвалиды, и абитуриенты с ОВЗ не имеющие результатов Единого государственного экзамена, могут самостоятельно выбирать, сдавать ли им вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно, или Единый государственный экзамен в дополнительные сроки. При выборе абитуриентом-инвалидом вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, созданы специальные условия, включающие в себя возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), возможность использовать технические средства, помощь ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний. Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов представлены по адресу: http://kemerovorea.ru/Abitur/foster_campaign/finite/ |
Информационная открытость |
|
Обеспечение информационной открытости профессиональной образовательной организации для инвалидов, и лиц с ОВЗ и их родителей |
Имеется раздел сайта, отражающий наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами по адресу http://kemerovorea.ru/students/ovz/.
Имеется раздел сайта для слабовидящих http://kemerovorea.ru/?special=on. Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов представлены по адресу: http://kemerovorea.ru/Abitur/foster_campaign/finite/.
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса |
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса |
Материально-техническое обеспечение характеризуется: наличием оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; обеспечением доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; обеспечением условий питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; обеспечением условий охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; обеспечением доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; обеспечением электронными образовательными ресурсами, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; наличием специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Подробнее в разделе «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса» http://kemerovo.rea.ru/sveden/objects/
|
Программные и технические средства для обучающихся ОВЗ и инвалидов |
|
Использование компьютерной техники, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи для обучающихся с нарушениями зрения (при наличии) |
Стационарные рабочие места для незрячих или слабовидящих пользователей оснащены:
|
Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов |
|
Включение в вариативную часть образовательных программ адаптационных дисциплин |
В программы подготовки специалистов среднего звена включены дисциплины «Социальная психология», «Психология социально-правовой деятельности», «Психология деловых отношений», «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии», «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний». Это дисциплины социально-гуманитарного назначения и дисциплины, имеющие профессиональную направленность. При их изучении не требуется особых физических усилий и специальных приспособлений. В вариативную часть образовательных, программ высшего образования включены такие дисциплины, как «Коммуникация в профессиональной среде», «Программные приложения пользователя», «Информационно-коммуникационные технологии», «Технологии интеллектуального труда» и др.
|
Выбор методов обучения, исходя из их доступности для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ |
В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Разработаны методические рекомендации преподавателям по работе со студентами-инвалидами и обучающимися с ОВЗ.
|
Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья |
Имеются электронные учебники и учебно-методические материалы на электронных носителях, видеолекции, банк рабочих программ дисциплин. Имеется виртуальный читальный зал, доступ к ЭБС вуза и сторонних организаций (ZNANIUM.COM, Grebennikov.ru, ЭБС ЮРАЙТ, Е-library, НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА, ЭБС «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ON-LINE»), информационно-справочные системы «КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС», «ГАРАНТ». Для обеспечения образовательного процесса имеются учебные пособия, методические указания, учебники, которые предоставлены в электронном виде в банке учебных и учебно-методических изданий с удаленным доступом. Заключен договор между Кемеровским институтом (филиалом) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова и Государственным казенным учреждением культуры «Кемеровская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих» о совместном сотрудничестве в области предоставления библиотечно-информационных услуг инвалидам по зрению на безвозмездной основе.
|
Обеспечение мест прохождения практики для обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом требований их доступности |
Заключены договоры на прохождение всех видов практики обучающихся с ОВЗ и инвалидов для всех реализуемых направлений и специальностей.
|
Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ОВЗ и инвалидов |
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровня сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой. Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
|
Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучающихся с ОВЗ и инвалидов |
Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, но не более чем на полгода. При составлении индивидуального плана обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
|
Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ОВЗ и инвалидов и их закреплению на рабочих местах |
Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов осуществляются отделом маркетинга (тел. 75-54-70; omistv@mail.ru; omistv@yandex.ru) во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидов на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места. Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов являются: разработка и мониторинг единой базы данных по студентам с ОВЗ и инвалидов; ярмарка выпускников (с перечнем вакансий для студентов с ОВЗ и инвалидов) совместно с ГКУ ЦЗН г. Кемерово; контактные мероприятия с предприятиями-работодателями (презентации, конкурсы, мастер-классы, деловые игры, тренинги, стипендиальные программы); проведение компьютерного психологического тестирования «Профкарьера»; проведение индивидуальных консультаций студентов с ОВЗ и инвалидов по составлению резюме и других документов для поиска работы и трудоустройства, а также подборка подходящих вакансий из числа имеющихся; организация практики студентов с ОВЗ и инвалидов с возможностью последующего трудоустройства (в соответствии с направлением подготовки и индивидуальными особенностями); заключение договоров/соглашений с социальными партнерами о проведении практики и трудоустройстве студентов с ОВЗ и инвалидов; организация и проведение краткосрочных курсов «Адаптация на рынке труда», «Управление временем» и др.; издание в сборнике резюме «Профессиональный потенциал Кузбасса» портфолио студентов; проведение круглых столов, информационных вебинаров и электронных конференций для студентов с ОВЗ и инвалидов с привлечением представителей бизнес-среды и государственных органов. В рамках адаптационных дисциплин предусмотрена подготовка выпускников из числа обучающихся с ОВЗ и инвалидов к трудоустройству, как к следующему этапу социализации, связанному непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных во время учебы компетенций.
|
Организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий |
|
Обеспечение сочетания on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий |
В учебном процессе обеспечено сочетание on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий. Функционирует портал дистанционного обучения http://e-learning.kemerovorea.ru/. Имеется виртуальный читальный зал (http://kemerovorea.ru/vrr/), доступ к ЭБС вуза и сторонних организаций (ZNANIUM.COM, Grebennikov.ru, ЭБС ЮРАЙТ, Е-library, НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА, ЭБС «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ON-LINE»), информационно-справочные системы «КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС», «ГАРАНТ». |
Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению |
|
Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидов в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии |
Сопровождение включается в структуру образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования. Организационно-педагогическое сопровождение включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, коррекцию трудных ситуаций; периодические инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и иную деятельность. Осуществляется методистами деканатов, кураторами. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Осуществляется фельдшером, специалистами студенческой поликлиники № 10 г. Кемерово. Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Осуществляется социальным работником, специалистами отдела по работе со студентами. |
Установление профессиональной образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины "физическая культура" |
Освоение дисциплины «Физическая культура» обучающимися с ОВЗ и инвалидами осуществляется в соответствии с Положением об особом порядке освоения дисциплины «физическая культура». |
Оснащение профессиональных образовательных организаций спортивным оборудованием, адаптированным для инвалидов и лиц с ОВЗ с различными нарушениями функций организма человека |
Для инвалидов и лиц с ОВЗ в вузе устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура». В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы, преподавателями дисциплины «Физическая культура» разрабатывается на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры, комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья. Для полноценного занятия с лицами с ОВЗ и инвалидами физической культурой модернизируется физкультурно-спортивная база вуза: оборудование площадок (в помещениях и на открытом воздухе) специализированными тренажерами, установка тренажеров общеукрепляющей направленности и фитнес-тренажеров в существующих спортивных залах. Всё спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, прочности, удобства. |
Создание толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам |
В вузе функционирует волонтерский отряд «Современник», у которого одной из задач является социализация инвалидов и лиц с ОВЗ, содействие более тесному взаимодействию студентов с ними, развитие процесса интеграции в молодежной среде. |
Наличие медпункта |
Имеются здравпункты: г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39, ул. Космическая, 6а Тел.: +7(3842) 77-39-97 |