Образование обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Образование обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Кемеровском институте (филиале) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»


Показатель Наличие условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  и инвалидами

Нормативное обеспечение

Локальные нормативные акты

Утверждены локальные нормативные акты, в которых отражены организационные особенности обучения инвалидов и лиц с ОВЗ; особенности работы с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ОВЗ; требования к доступности зданий института и безопасного в них нахождения; особенности адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ; технология комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ

Тип Имя Размер Дата
Порядок организации образовательной деятельности в Кемеровском институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов 520 кб 11.11.2015
Порядок проведения и объём подготовки по физической культуре для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов 419 кб 28.11.2014
Инструкция (методические рекомендации) по работе со студентами-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Кемеровском институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова 1,1 мб 13.09.2017
План мероприятий по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Кемеровском институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова (по развитию инклюзивного образования) 1,2 мб 09.09.2015
План профориентационной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 учебный год 742 кб 31.08.2017
Программа содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова 903 кб 06.09.2016

Закрепление функций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ за существующими структурными подразделениями с внесением изменений в положения и должностные инструкции

Назначено должностное лицо, ответственное за работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, повышение доступности и качества образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, организацию профориентационной работы, а также содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: первый заместитель директора Казанцева Елена Геннадьевна, тел. 75-43-66, 75-43-98; e-mail: kemerovo@rea.ru.

Ответственный за индивидуализацию обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: тьютор Тихонович Ирина Николаевна, тел. 75-43-66, 75-43-98; e-mail: kemerovo@rea.ru.

Ответственный за прием, профориентацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, организацию работы горячей линии по приему инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: руководитель центра довузовского образования и профессиональной ориентации Дорошина Ольга Николаевна, тел.: 75-47-74, е-mail: kemerovo.pk@rea.ru.

Ответственный за организацию практики, трудоустройство инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение информационной открытости организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: начальник отдела маркетинга и содействия трудоустройству выпускников Ладанова Марина Александровна, тел. 75-54-70, e-mail: omistv@yandex.ru.

Ответственный за формирование толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам: начальник отдела по работе со студентами Черемнова Дарья Николаевна, тел. 75-40-61, e-mail: margomk@yandex.ru.

Ответственный за использование информационных ресурсов в процессе обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: руководитель центра информационно-вычислительных технологий и средств обучения Громик Сергей Сергеевич, тел.: 75-20-89, e-mail: gromikss@kirsute.ru.

Осуществлено закрепление функций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ за соответствующими структурными подразделениями (учебно-методический отдел, центр вычислительной техники и средств обучения, отдел по работе со студентами и пр.) с внесением изменений в положения о структурных подразделениях и должностные инструкции.

Ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов 

Осуществляется ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах: поступления, обучения, трудоустройства.

Реализация требования к доступности зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций и безопасного в них нахождения

Обеспечение доступности прилегающей  территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нарушений функций организма человека

Образовательный процесс для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидов проводится по адресам 650992, Россия, Кемеровская обл., г. Кемерово, пр-кт  Кузнецкий, д.39, корпуса № 1, 2, 3; 650992, Россия, Кемеровская область, пр-кт  Кузнецкий, д.39, корпус № 5,  ул. Космическая, д. 6а, корпус № 6 в которых имеются:

•  вход с минимальным перепадом высот, оборудованный пандусом и звонком к дежурному сотруднику службы охраны;

•  на первом этаже корпусов 1, 3, 5 без перепада высот от уровня входа, находятся специализированные  аудитории для практических занятий, компьютерные классы и лекционные аудитории, специализированные кабинеты. Занятия для лиц с ОВЗ и инвалидов планируются в доступных помещениях;

•  имеется  санитарно-гигиеническая комната;

•  корпуса и общежития  университета оснащены противопожарной звуковой сигнализацией;

•  имеется специализированная стоянка для автотранспорта лиц с ограниченными возможностями и инвалидов.

Оборудование  специальных мест в аудиториях для обучающихся с ОВЗ и инвалидов

В лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, лабораториях, библиотеке и иных помещениях предусмотрены места для обучающихся по каждому виду нарушений здоровья – опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, другими видами нарушений здоровья..

Кадровое обеспечение

Введение в штат сотрудников для работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами

Введены в штат должности тьютора, за сотрудниками Центра информационно-вычислительных технологий и средств обучения закреплены обязанности по обеспечению образовательного процесса специальными техническими и программными средствами обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Дополнительная подготовка педагогических работников

На регулярной основе осуществляется дополнительная подготовка педагогических работников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека, адаптация программ дополнительного образования. Для педагогических работников подготовлены Методические рекомендации по работе со студентами-инвалидами и обучающимися  с ОВЗ.

Разработка дополнительных программ подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ

Разработаны дополнительные профессиональные программы в т.ч. для инвалидов и лиц с ОВЗ: «Специалист в области компьютерной графики и компьютерного  дизайна», «Программирование в среде 1С».

Обеспечение требований к работе с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Организация профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ

В вузе созданы условия для  довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов абитуриентов с ОВЗ.

Основными формами профориентационной работы являются профориентационное тестирование, дни открытых дверей, консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения, участие в вузовских олимпиадах школьников, рекламно-информационные материалы для инвалидов.

Сопровождение вступительных испытаний в вузе для абитуриентов-инвалидов.


При поступлении в вуз абитуриенты-инвалиды, и абитуриенты с ОВЗ не имеющие результатов Единого государственного экзамена, могут самостоятельно выбирать, сдавать ли им вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно, или Единый государственный экзамен в дополнительные сроки. При выборе абитуриентом-инвалидом вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, созданы  специальные условия, включающие в себя возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), возможность использовать технические средства, помощь ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний.

Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов представлены по адресу: http://kemerovorea.ru/Abitur/foster_campaign/finite/

Информационная открытость

Обеспечение информационной открытости профессиональной образовательной организации для инвалидов, и лиц с ОВЗ и их родителей

Имеется раздел сайта, отражающий наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами по адресу http://kemerovorea.ru/students/ovz/.

Имеется раздел сайта для слабовидящих http://kemerovorea.ru/?special=on.

Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов представлены по адресу: http://kemerovorea.ru/Abitur/foster_campaign/finite/.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение характеризуется: наличием оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечением доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечением условий питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечением условий охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; обеспечением доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечением электронными образовательными ресурсами, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
наличием специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Подробнее в разделе «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса» http://kemerovo.rea.ru/sveden/objects/

Программные и технические средства для обучающихся ОВЗ и инвалидов

Использование компьютерной техники, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи для обучающихся с нарушениями зрения (при наличии)

Стационарные рабочие места для незрячих или слабовидящих пользователей оснащены:
  1. Персональными компьютерами с большим монитором 24”, 
  2. Скринридером (screen reader) —программой экранного доступа, считывающей всё происходящее на экране пользователей для систем Windows NVDA версии 2015.3. 
  3. Синтезатором речи «Голос» версии 10.57 с возможностью запуска с любых компьютеров без установки в систему. 
  4. Многоязычным синтезатором речи с открытым исходным кодом RHvoice, для ОС Windows. 
  5. Программой Balabolka предназначеной для чтения вслух текстовых файлов и записи их в аудио формате. Программа может прочесть вслух содержимое буфера обмена, набираемый на клавиатуре текст или содержимое текстовых файлов DOC, PDF, HTML, RTF, CHM, DjVu, EPUB, FB2 и ODT. Запускается с любых компьютеров без инсталляции в систему. 
  6. Программой экранного увеличения экранной лупой встроенной в операционную систему Windows 
  7. Экранной клавиатурой встроенной в операционную систему Windows

Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Включение в вариативную часть образовательных программ адаптационных дисциплин

В программы подготовки специалистов среднего звена включены дисциплины «Социальная психология», «Психология социально-правовой деятельности», «Психология деловых отношений», «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии», «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний». Это дисциплины социально-гуманитарного назначения и дисциплины, имеющие профессиональную направленность. При их изучении не требуется особых физических усилий и специальных приспособлений.

В вариативную часть образовательных,  программ высшего образования включены такие дисциплины, как «Коммуникация в профессиональной среде», «Программные приложения пользователя», «Информационно-коммуникационные технологии», «Технологии интеллектуального труда» и др. 

Выбор методов обучения, исходя из их доступности для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ

В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Разработаны методические рекомендации преподавателям по работе со студентами-инвалидами и обучающимися с ОВЗ.

Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья

Имеются электронные учебники и учебно-методические материалы на электронных носителях, видеолекции, банк рабочих программ дисциплин. Имеется виртуальный читальный зал, доступ к ЭБС вуза и сторонних организаций (ZNANIUM.COM, Grebennikov.ru, ЭБС ЮРАЙТ, Е-library, НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА, ЭБС «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ON-LINE»), информационно-справочные системы «КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС», «ГАРАНТ». Для обеспечения образовательного процесса имеются учебные пособия, методические указания, учебники, которые предоставлены в электронном виде в банке учебных и учебно-методических изданий с удаленным доступом.

Заключен договор между Кемеровским институтом (филиалом)  Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова и Государственным казенным учреждением культуры «Кемеровская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих» о совместном сотрудничестве в области предоставления библиотечно-информационных услуг инвалидам по зрению на безвозмездной основе. 

Обеспечение мест прохождения практики для обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом требований их доступности

Заключены договоры на прохождение всех видов практики обучающихся с ОВЗ и инвалидов для всех реализуемых направлений и специальностей.

Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровня сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.

Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, но не более чем на полгода.

При составлении индивидуального плана обучения предусматриваются  различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ОВЗ и инвалидов и их закреплению на рабочих местах

Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов осуществляются отделом маркетинга и содействия трудоустройству выпускников (тел. 75-54-70; omistv@mail.ruomistv@yandex.ru) во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидов на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места.

Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов являются: разработка и мониторинг единой базы данных по студентам с ОВЗ и инвалидов; ярмарка выпускников (с перечнем вакансий для студентов с ОВЗ и инвалидов) совместно с ГКУ ЦЗН г. Кемерово; контактные мероприятия с предприятиями-работодателями (презентации, конкурсы, мастер-классы, деловые игры, тренинги, стипендиальные программы); проведение компьютерного психологического тестирования «Профкарьера»; проведение индивидуальных консультаций студентов с ОВЗ и инвалидов по составлению резюме и других документов для поиска работы и трудоустройства, а также подборка подходящих вакансий из числа имеющихся; организация практики студентов с ОВЗ и инвалидов с возможностью последующего трудоустройства (в соответствии с направлением подготовки и  индивидуальными особенностями); заключение договоров/соглашений с социальными партнерами о проведении практики и трудоустройстве студентов с ОВЗ и инвалидов; организация и проведение краткосрочных курсов «Адаптация на рынке труда», «Управление временем» и др.; издание в сборнике резюме «Профессиональный потенциал Кузбасса» портфолио студентов; проведение круглых столов, информационных вебинаров и электронных конференций для студентов с ОВЗ и инвалидов с привлечением представителей бизнес-среды и государственных органов.

В рамках адаптационных дисциплин предусмотрена  подготовка выпускников из числа обучающихся с ОВЗ и инвалидов к трудоустройству, как к следующему этапу социализации, связанному непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных во время учебы компетенций.

Организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий

Обеспечение сочетания on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий

В учебном процессе обеспечено сочетание on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий. Функционирует портал дистанционного обучения http://e-learning.kirsute.ru/. Имеется виртуальный читальный зал (http://kemerovorea.ru/vrr/), доступ к ЭБС вуза и сторонних организаций (ZNANIUM.COM, Grebennikov.ru, ЭБС ЮРАЙТ, Е-library, НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА, ЭБС «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ON-LINE»), информационно-справочные системы «КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС», «ГАРАНТ».

Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению

Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидов в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии

Сопровождение включается в структуру образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования.

Организационно-педагогическое сопровождение включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, коррекцию трудных ситуаций; периодические инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и иную деятельность. Осуществляется методистами деканатов, кураторами.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации.

Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Осуществляется фельдшером, специалистами студенческой поликлиники № 10 г. Кемерово.

Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Осуществляется социальным работником, специалистами отдела по работе со студентами.

Установление профессиональной образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины "физическая культура"

Освоение дисциплины «Физическая культура» обучающимися с ОВЗ и инвалидами осуществляется в соответствии с Положением об особом порядке освоения дисциплины «физическая культура». В вузе утвержден Порядок проведения и объем подготовки по физической культуре для лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 12.11.2014

Оснащение профессиональных образовательных организаций спортивным оборудованием, адаптированным для инвалидов и лиц с ОВЗ с различными нарушениями функций организма человека

Для инвалидов и лиц с ОВЗ в вузе устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура». В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы, преподавателями дисциплины «Физическая культура» разрабатывается  на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры, комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья.

Для полноценного занятия с лицами с ОВЗ и инвалидами физической культурой модернизируется физкультурно-спортивная база вуза: оборудование площадок (в помещениях и на открытом воздухе) специализированными тренажерами, установка тренажеров общеукрепляющей направленности и фитнес-тренажеров в существующих спортивных залах. Всё спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, прочности, удобства. 

Создание толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам

В вузе функционирует волонтерский отряд «Современник», у которого одной из задач является социализация инвалидов и лиц с ОВЗ, содействие  более тесному взаимодействию студентов с ними, развитие процесса интеграции в молодежной среде. 

Наличие медпункта 

Имеются здравпункты: 

г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39, ул. Космическая, 6а

Тел.: +7(3842) 77-39-97